Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПАМЯТКА
сотруднику милиции


БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК


На переломе эпох

1917


Литературная страничка


Новые странички Урядника

***

Положение о советской милиции

Постановление

от 17.08.1962 г.

***

Библиотека журнала "Советская милиция"

***

Литстраничка

Анатолий Безуглов. Следователь по особо важным делам. 

Читать далее.

Анатолий Безуглов.

Трудный поединок.

 Читать далее.

...

Яндекс.Метрика

...

Рейтинг@Mail.ru

Полиция в Российской империи

 

1825-1866

 

 После подавления восстания декабристов Николай I радикально реорганизовал политическую полицию. Указом от З июля 1826 г. создается III отделение «Собственной его Императорского Величества канцелярии» как орган политической полиции, в его состав была включена и особенная МВД. Начальник этого отделения был подчинен непосредственно царю.

 

В качестве исполнительного аппарата начальнику IIIотделения придавался в распоряжение особый Корпус жандармов, учрежденный в 1827 г.. В соответствии с этим указом территория страны разделялась на 5 жандармских округов, число которых в дальнейшем было увеличено до 7. В столицах (Петербурге и Москве), крупных портах и городах располагались жандармские дивизионы и команды. Важнейшей функцией III отделения стала охрана государственной безопасности. В рамках ее осуществления особое значение придавалось сбору информации о противоправительственных организациях и тайных обществах. В этой связи следует нить, что еще 1822 г. императорским указом полиции предписывалось закрыть все тайные общества и масонские ложи, а государственные служащие обязаны были давать подписку в том, что они в таковых обществах и ложах не состоят. Восстание декабристов в 1825 г. показало, что полиция и ведомственные секретные службы реализовать этот указ не смогли. Теперь функция политической полиции из МВД была изъята и передана III отделению. К нему же перешли функции политической и военной контрразведки. С этой целью III отделение обязывалась контролировать деятельность и передвижения по стране иностранцев. Усилился контроль и за передвижениями российских подданных, чему способствовало принятие Свода уставов о паспортах и беглых в 1833 г..

 

Немалую угрозу государственной безопасности Николай I видел в деятельности многочисленных религиозных сект и иных религиозных организаций, в особенности тех конфессий, грозные и политические центры которых находились за рубежом России. Поэтому III отделению было вменено контролировать деятельность различных сект и расходов. Опасения Николая I были вовсе небеспочвенны. Роль польского католического костела в восстаниях в Польше в 1830 г. и в 1863-64 гг. в их подготовке известна. Поэтому после польского восстания 1830 г. контроль за деятельностью нетрадиционных конфессий был усилен и для них были введены жесткие правила регистрации. Деятельность отличавшегося наибольшей русофобской активностью католического монашеского ордена иезуитов была запрещена, а функционеры этого ордена изгнаны из России. Регистрация религиозных организаций, нетрадиционных для России конфессий и официальный надзор за их деятельностью были возложены на специально созданный департамент духовных дел иностранных вероисповеданий в составе МВД. Однако негласный надзор за ними по-прежнему оставался обязанностью III отделения. В дальнейшем департамент духовных дел иностранных вероисповеданий был преобразован в департамент духовных дел МВД и ему были переданы дела не только нетрадиционных, но и таких традиционных конфессий, как мусульманская, иудейская, буддийская и т.д.

 

К ведению III отделения отнесены была и борьба с фальшивомонетничеством.

 

Наконец, одной из важнейших функций III отделения стала информация императора о реальном положении в стране и, в частности, надзор за деятельностью аппарата государственного управления, особенно местного. С этой целью III отделению было вменено в обязанность регулярно составлять для императора ведомости» о «всех без исключения происшествиях», включая статистические сведения, «до полиции относящиеся». Чтобы обеспечить достоверность информации, жандармские органы на местах были независимы от местных властей, в том числе и от губернаторов.

 

Характерно, что численность жандармерии была невелика. Штат III  отделения царской канцелярии в момент его создания в 1826--1827 гг. не превышал 40 человек и даже в 1880 г., когда оно было упразднено, составлял примерно 120 человек. А в штатах окружных управлений числились: начальник округа – генерал, его помощник – штаб-офицер, один или два офицера – адъютанты, писарь и несколько унтер-офицеров. В штатах отделов, на которые делилась территория округа, включавшая до 8-10 губерний, состояли: начальник – штаб-офицер, его адъютант, писарь и несколько унтер-офицеров. Общая численность корпуса жандармов, включая все отдельные дивизионы и воинские команды, была немногим более б тысяч человек.

 

Корпус имел чисто военную организацию и в административном, строевым и хозяйственном отношении подчинялся военному министерству (через штаб корпуса). Но шеф корпуса жандармов – он же начальник III отделения собственной царской канцелярии подчинялся только императору.

 

Чисто военный характер корпуса жандармов и его сравнительно небольшая численность объяснялись тем, что власть, учитывая опыт военного заговора против Павла I и восстания декабристов, главную опасность для трона видела в ближайшем окружении императора и в офицерском корпусе, прежде всего в гвардейском офицерстве, а этот социальный слой был относительно небольшим. Что же касается крестьянских волнений, то для их подавления использовались в основном не жандармы, а подразделения корпуса внутренней стражи и обычные армейские полевые войска, а выявлением зачинщиков и их арестом занималась местная полиция.

 

Общее руководство местной полицией по-прежнему оставалось в ведении МВД и осуществлялось через департамент полиции исполнительной. Для николаевского царствования характерно было усиление централизации и бюрократизации управления. Проявилась эта тенденция и в управлении полицией. В компетенцию министерства входило определение штатов полицейских органов на местах, контроль за расходованием средств, отпущенных на содержание полиции, назначения, увольнения и перемещения полицейских чиновников. Усилился контроль МВД за деятельностью местных полицейских органов. С этой целью был увеличен штат чиновников для особых поручений при министре. Регулярными стали личные инспекторские выезды на места директора департамента полиции исполнительной. Для управления департаментом во время его отсутствия вводится должность вице-директора. В составе МВД было учреждено специальное подразделение для проведения негласных ревизии и разбора материалов о злоупотреблениях чиновников местной полиции. Однако ревизии показывали низкую эффективность деятельности полиции и необходимость ее реформирования.

 читать далее