Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ПАМЯТКА
сотруднику милиции


БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК


На переломе эпох

1917


Литературная страничка


Новые странички Урядника

***

Положение о советской милиции

Постановление

от 17.08.1962 г.

***

Библиотека журнала "Советская милиция"

***

Литстраничка

Анатолий Безуглов. Следователь по особо важным делам. 

Читать далее.

Анатолий Безуглов.

Трудный поединок.

 Читать далее.

...

Яндекс.Метрика

...

Рейтинг@Mail.ru

Полиция в Российской империи

 1867-1881

 Крупные реформы полиции были проведены в 60-80-х годах ХIХ в. Падение крепостного права и освобождение крестьян из-под вотчинной власти помещиков, революционная ситуация в стране, развитие капитализма и рост городов вынудили царское правительство реформировать весь полицейский аппарат. В публикуемых документах эти реформы подробно освещены.

Были проведены следующие меры:

1) объединена уездная полиция с полицией уездных городов и созданы единые уездные полицейские управления во главе с исправниками;

2) изменены принципы комплектования полиции: если раньше рядовой состав комплектовался солдатами и унтер-офицерами старших возрастов, негодных к службе в полевых войсках, служивших в порядке отбывания повинности, то в связи с проведением военной реформы 1874 г. и отменой рекрутского набора был введен принцип вольного найма по контракту;

3) соответственно, чтобы сделать службу по вольному найму привлекательной, увеличилось жалованье, введены пенсии, награждения за выслугу и иные льготы;

4) сужены функции полиции: проведение следствия передавалось судебным следователям. хозяйственные функции и благоустройство городов, продовольственное дело, контроль за состоянием дорог – земским и городским органам самоуправления;

5) расширен низовой аппарат полиции: учреждены должности участковых урядников, а также полицейский резерв в уездах; в городах увеличена численность околоточных надзирателей. Инструкция околоточным надзирателем, утвержденная министром внутренних дел, возлагала на дворников вспомогательные полицейские функции, которые они должны были осуществлять под руководством околоточных надзирателей.

Радикальная реформа политической полиции была проведена в 1867 г. По Положению о корпусе жандармов 1867 г. вместо жандармских округов, включавших в свой состав до десяти губерний, были созданы жандармские управления в каждой губернии. В шести губерниях Северо-западного края и Царстве Польском существовали также уездные жандармские управления. В отдельных регионах страны сохранились жандармские округа (Варшавский, Кавказский и Сибирский). Окружные управления объединили деятельность губернских и уездных жандармских управлений, входивших в эти округа. Непосредственным поводом, подтолкнувшим правительство к проведению реформы жандармского аппарата в 1867 г., явилось покушение Каракозова на императора Александра II 4 апреля 1866 г. Но причины этой реформы гораздо глубже. Дело в том, что когда в середине 20 х годов ХIХ в. создавался Корпус жандармов, революционное движение было по-преимуществу движением дворянских революционеров. Их численность была сравнительно невелика, подавляющее большинство являлось офицерами, поэтому и жандармерия имела чисто военную организацию и нацеливалась главным образом на наблюдение за офицерским корпусом. Иное положение сложилось в 60-е годы ХIХ в.. Главной фигурой в революционном движении стал революционер-разночинец. Это требовало переориентации жандармов на наблюдение за широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества. Отсюда и необходимость разветвленной сети территориальных (губернских) жандармских органов.

В связи с массовым строительством железных дорог были образованы железнодорожные жандармские управления. Принятый 16 марта 1867 г. особый правовой акт – «Порядок учреждения жандармского надзора на вновь проводимых железных дорогах» устанавливал, что в ведении каждого железнодорожного жандармского управления должен был находиться участок пути в 2 тысячи верст.

В свою очередь, это т участок делился на участки по 200 верст, находившиеся в ведении жандармских отделений. Штат каждого жандармского управления состоял из начальника, его адъютанта и начальников отделений, а также 300 унтер-офицеров. Хотя железнодорожные жандармские управления как составные части корпуса жандармов являлись органами политической полиции и финансировались из бюджета военного министерства, они не только несли военную охрану железнодорожных путей и женой (мостов, туннелей, вокзалов, депо и т.д.), но и обязаны были вести борьбу с уголовными преступлениями на железнодорожных сооружений и в полосе отчуждения дорожных путей, главным образом с хищениями грузов. Соответственно они несли все обязанности и пользовались правами всеми правами общей полиции. Предоставление жандармским управлением прав общей полиции, а, следовательно, и права проведения дознания, требовало решения и общего вопроса – о правовом регулировании деятельности губернских жандармских управлений в области дознания. Дело том, что в соответствии с судебными уставами 1864 г. следствие было возложено на судебных следователей, а за полицией осталось лишь дознание. В Уставах ни одним словом не упоминалось о жандармерии. И это понятно. Ведь еще в 1862 г. в Петербурге была учреждена особая Следственная комиссия по делам о государственных преступлениях. Таким образом, право проведения следствия по политическим делам с самого начала не предоставлялась судебным следователям. В 1871 г. эта Следственная комиссия была упразднена, а следствие по политическим делам было возложено на одного из членов Петербургской судебной палаты, в связи с чем штат этой палаты увеличивался, а при Шефе жандармов учреждалась должность юрисконсульта. Характерно, что суммы из бюджета, которые отпускались на содержание Следственной комиссии, были направлены в распоряжение Шефа жандармов. Этим же постановлением Государственного совета, утвержденным императором, обязанность проведения дознания была возложена на жандармские органы.

Поскольку легальная политическая деятельность, имеющая целью обсуждение научных, социально-экономических и политических проблем, стоящих перед обществом, и их решение были запрещены и правительство всей тяжестью своего репрессивного аппарата пресекало малейшие попытки легальным путем добиться каких либо изменений существовавших порядков, то подпольные революционные организации и в частности ведущая среди них – Исполнительный комитет «Народной воли» -- в качестве главного способа борьбы использовали террор.

Террористы-народовольцы пользовались сочуствием широких кругов либеральной интеллигенции и студенчества. Глубина этого сочувствия была продемонстрировала фактом оправдания присяжными петербургского окружного суда в 1878 г. Веры Засулич, совершившей террористической акт против петербургского обер-полицмейстера Трепова.

Сразу же после этого случая рассмотрение преступных посягательств на должностных лиц (в том числе и полицейских чиновников) было передано из окружных судов с участием присяжных заседателей в судебные палаты с сословными представителями.

На 1879-1880 годы приходится пик второй революционной ситуации в стране (после конца 50-х -- 60-х годов). Покушения на императора и высших сановников следовали одно за другим. Правительство отвечало на них широким применением жестких репрессий (в том числе и смертных казней) и массовыми высылками из столиц и крупных городов студентов. В 1879 г. были учреждены должности временных военных генерал-губернаторов в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове и Одессе с чрезвычайными полномочиями. Им были подчинены войска соответствующих военных округов, жандармские органы, и гражданская администрация. Им было даже передано конфирмации приговоров к смертной казни, что всегда относилось только к прерогативе императора. Однако и это не помогло, 5 февраля 1880 г. прогремел взрыв в Зимнем дворце, организованный С.Халтуриным, повергший правительство в шок.

В ответ на взрыв 12 февраля 1880 г. был создан чрезвычайный орган – Верховная распорядительная комиссия. Ее начальник – граф Лорис-Меликов был наделен диктаторскими полномочиями. Ему были подчинены III отделение и корпус жандармов, МВД, генерал-губераторы, даже военное ведомство, наконец, ему предоставлялось право «направлять» следствие.

Граф Лорис-Меликов – популярный генерал, герой турецкой войны и умный государственный деятель, понимал, что одними репрессиями нельзя восстановить стабильность в государстве. Учитывая это, Лорис-Меликов доился снижения цен на хлеб, отмены чрезвычайно тяжкого для населения архаичного соляного налога, добился также смещения с поста министра народного просвещения известного графа Д. Толстого и возобновления занятий в высших учебных заведениях. Он прекратил практику массовых высылок студентов в отдаленные местности под гласный надзор полиции, что вызывало наибольший гнев молодежи и родителей. Более того, он поразил общество, опубликовав «Обращение» к населению, в котором дал понять о возможности принятия конституции. Впоследствии такой проект был разработан и даже утвержден Александром II и только убийство императора 1 марта 1881 года помешало его введению в действие. Вместе с тем он не останавливался перед применением самых жестких мер в отношении захваченных полицией видных деятелей революционного подполья. Так, он лично обезоружил и арестовал покушавшегося на его жизнь поляка Млодецкого и добился его осуждения к смертной казни и приведения ее в исполнение в трехдневный срок. Меры, предпринятые Лорис-Меликовым, настолько снизили накал общественных страстей, что он посчитал обратиться к императору с предложением распустить Верховную распорядительную комиссию. Однако опыт объединения в одном органе руководства всеми видами полиции, накопленный комиссией, был положен в основу реорганизации МВД, проведенной б августа 1880 г. Суть этой реорганизации сводилась к упразднению III  отделения собственной царской канцелярии и возложению общего руководства политической полицией и корпусом жандармов на министра внутренних дел,  получившего звание Шефа жандармов. Соответстенно,  корпус жандармов был передан в состав МВД. Таким образом, в ведении МВД было сосредоточено руководство как политической, так и общей полицией. В составе министерства для руководства политической полицией был учрежден департамент полиции государственной, который вскоре был объединен с департаментом полиции исполнительной в единый департамент полиции. Объединение всех полицейских служб под единым руководством дало свой результат. Уже к февралю 1881 г. было арестовано большинство членов Исполнительного комитета «Народной воли», в том числе и его руководитель Андрей Желябов. Лорис-Меликов надеялся завершить разгром «Народной воли» в кратчайший срок, а пока просил царя воздержаться от поездок по городу. Однако вопреки просьбам министра и даже своей молодой жены (Екатерины Долгорукой) Александр II  поехал на развод гвардейского караула в Михайловский манеж и был убит.

Новый император Александр III  отклонил подписанный его отцом проект конституции и принял курс на усиление самодержавия и силовые методы укрепления власти.

 читать далее